Побудем в "шкуре" посетителя, или подумаем о юзабилити
Надеюсь, многие разработчики слышали о принципах юзабилити веб-сайтов. Последнее время этот вопрос стал актуален для Рунета: регулярно появляются новые книги, гуру публикуют свои статьи, все это активно обсуждается в форумах и личных беседах.
То обстоятельство, что несколько лет назад проблема юзабилити стала актуальной в России, указывает нам как на взросление отрасли в целом, так и на развитость каждого ее субъекта, будь то заказчик или разработчик.
Основополагающие принципы юзабилити отлично изложены в многочисленных трудах Якоба Нильсена. Очень рекомендую на досуге ознакомиться с работами этого действительно авторитетного специалиста. Конечно же нельзя говорить о том, что все принципы Нильсена могут быть приняты как аксиомы. У каждого специалиста есть собственное отношение к веб-дизайну, собственный взгляд на проблему.
Однако, я хотел бы поговорить не о конкретных принципах, а об общей концепции подхода к юзабилити сайтов. Наверняка каждый разработчик старается сделать свою работу как можно лучше. Современные сайты – это работа не одного-двух человек, а результат труда команды специалистов. Каждый профессионал при командной работе бессознательно «тянет одеяло» на себя. Как правило в таких ситуациях мы получаем однобокость в концепции разработки и не слишком достойный результат: если преимущество было за дизайнерами, то тяжелый и чрезмерно загруженный дизайн, если за программистами – сложную логику работы и интерфейс, если за рекламщиком, то сайт, сделанный в рекламном агентстве, которое специализируется на полиграфии и с Интернет-реальностью знакомо слабо. Обычно силой ликвидирующей перегибы является менеджер проекта или представитель заказчика.
И тут я как раз хотел бы сообщить вам главную идею этой статьи: «Независимо от того, что делает для проекта специалист, он должен думать о потребностях и желаниях посетителя сайта. Довольный посетитель – это клиент заказчика сайта, довольный заказчик – повторный клиент компании-разработчика».
Работая над сайтом, девелоперы частенько «закапываются» в собственной работе до такой степени, что потом удивляются собственной невнимательности. Все эти огрехи легко объяснимы, попробуйте сами проверить, обращаете ли вы внимание на текстовый блок, который видите 80-ый раз, проверяя работоспособность соседней ссылки или вид графического элемента в «шапке» сайта.
Для того, чтобы избежать подобных проблем и существует предварительное планирование работ. На стадии планирования и создания технического задания обязательно нужно учесть предпочтения и потребности будущего посетителя.
Я предлагаю действовать в следующей последовательности:
- определяем типичные портреты посетителей (с какой целью они посещает сайт, какова их социально-демографическая принадлежность и т.д.)
- определяем наиболее вероятные пути прохождения по сайту типичных групп пользователей
- формулируем дополнительные требования к техническому заданию и плану работ по разработке сайта
Например, рассмотрим сайт крупной финансовой компании, недавно появившейся на рынке и известной лишь в узких кругах. Одной из наиболее значительных групп посетителей, несомненно, будут представители средств массовой информации. Для данной группы посетителей необходимо обеспечить легкий и понятный доступ к информации о компании и, главное, к материалам для СМИ. В такой ситуации видимо стоит подумать о размещении прямой ссылки с главной страницы на раздел пресс-релизов, создании календаря и архива публикаций, обеспечении легкого доступа к контактной информации PR-службы. Рассмотрев совокупность требований для каждой группы посетителей и произведя их анализ, вы сможете разработать сводный перечень требований к размещению элементов на сайте и порядке их использования.
Конечно же, я привел сильно упрощенный пример рассуждений, но надеюсь, он в полной мере раскрывает суть рекомендаций, изложенных выше. Быть может эти рекомендации для многих покажутся тривиальными, но наличие таким образом полученных требований в техническом задании позволит избежать многих распространенных ошибок.
Автор: Вадим Сенькин
Источник:
Ещё рекомендуем прочитать:
Хороший сайт - удобный сайт
Восприятие текста в Интернете
Юзабилити – тестирование в домашних условиях.
Что в действительности нужно посетителям вашего сайта...
Рациональное использование экранного пространства
К списку статей |