Разработка и продажа дизайна
Разработка дизайна в веб-студии это очень сложный процесс. Прежде чем приступить непосредственно к работе требуется потратить немало времени и усилий на улаживание ряда вопросов между заказчиком и исполнителем, необходимо добиться максимального взаимопонимания относительно хода и результата работы. Не стоит забывать и о юридических моментах, ведь помимо творчества имеет место ещё и продажа.
В этой статье речь пойдёт об основных моментах создания и продажи дизайна, отношениях студии и клиента во время работы над проектом.
Бриф
Составление брифа является первой ступенью формирования отношений клиента и веб-студии и создания сайта в целом. Этот документ помогает исполнителю понять, что хочет видеть заказчик в результате. Как правило, клиенты не могут самостоятельно и грамотно составить бриф в силу своей некомпетентности по многим техническим вопросам, когда речь идёт о технологиях, которые будут использоваться на сайте. Также клиенты очень часто прибегают к клише, когда описывают основные преимущества своей фирмы по отношению, например, к своим конкурентам. В таких случаях очень желательно назначать личную встречу с клиентом, переписка по почте малоэффективна. При личной встрече, скорее всего, удастся выяснить небанальные, настоящие преимущества и особенности компании клиента, получить подробное описание сферы деятельности компании клиента и аудитории потребителей услуг компании, составить список основных конкурентов, обсудить все подводные камни, которые могут встретиться в дальнейшем. На таких встречах рекомендуется письменно фиксировать всю беседу с клиентом. Это сильно ускорит процесс создания брифа и всей работы в целом. Клиент должен понять, что от точности брифа в дальнейшем будет зависеть прибыль его компании. И уже только после утверждения брифа клиентом начинается работа. Важным моментом, влияющим на решение клиента, является ваш опыт в создании сайтов специализации, соответствующей компании клиента. То есть фирма, скорее всего, обратится к вам с предложением, если увидит в вашем портфолио работы, которые вы делали для их основных конкурентов. Это будет означать, что вы хорошо знакомы со спецификой их бизнеса и не будете тратить время на изучение тех или иных вопросов.
Коммерческое предложение
Теперь о коммерческом предложении. Оно должно быть кратким, но ёмким и понятным клиенту. Не надо писать в нём подробностей, которые клиенту не интересны или не понятны (например, количество часов, которое потребуется на разработку того или иного элемента, или какие технологии вы будете использовать). Клиенту важен результат, а вся «кухня» это забота веб-студий. Разместите на первой странице предложения ваш логотип и минимум координат. На второй странице поместите небольшой текст, в котором кратко будет написано, что именно будет сделано и в какие сроки, каковы основные этапы и их описание. Если речь идёт о сайте, то необходимо утвердить функционал, количество страниц, количество работающих элементов и описание того, как всё это будет между собой взаимодействовать.
Презентация
Презентация необходима, чтобы клиент получил общее впечатление о том, чем занимается веб-студия. Покажите клиенту фирменные стили, которые вы разрабатывали и набор дополнительных бонусов, которые вы можете в дальнейшем клиенту продать, если он этого захочет. Таким образом, представление клиента о вас из размытого станет более чётким. Уделите время хорошему оформлению презентации, очень важно красиво и грамотно подать материал, чтобы произвести должное впечатление.
Договор
Многие веб-студии пренебрегают составлением подробного договора, считая, что заказчик всё равно принудит их сделать всё так, как ему хочется. Это не совсем соответствует действительности. Составление строгого договора помогает отстаивать веб-студии свою точку зрения перед клиентом касаемо важных моментов, да и вообще повышает авторитет студии в глазах заказчика. Юридические аспекты, описанные в договоре, дают понять клиенту, что происходит серьёзный и сложный процесс. Не стоит стесняться просить предоплату, это абсолютно нормально. Внося некую сумму, заказчик дисциплинируется и ждёт результат. Несмотря на денежный момент, не забывайте, что идеологическая мотивация всё же главнее финансовой. Если клиент видит не меркантильность, а желание сделать хороший и качественный проект, то он понимает, куда идут его деньги.
В договоре утверждается количество эскизов, которые получает клиент. Нет смысла давать на выходе стопку эскизов, проработайте один основной вариант и один подстраховочный. В начале работы над дизайном возникает и фиксируется много разных идей и концепций, однако только одна-две идеи и дальнейшее их развитие дадут на выходе результат, в котором будете уверены, прежде всего, вы сами, и который понравится клиенту без всяких «но». Лучше попросить заказчика увеличить сроки разработки, но сделать всё качественно. Если вам самим нравится результат, и вы в нём уверены на все сто процентов, то будет намного проще убедить клиента в том, что это, что ему нужно.
Допустим, студией делаются две презентации, на основе эскизов, как было описано выше. Просмотрев первую, заказчик либо соглашается, либо нет. Если нет, то ему демонстрируется второй вариант. Если же и этот вариант клиента не устраивает, то работа заканчивается, студия оповещает клиента, что была проделана работа и клиент обязан её оплатить. Этот важный юридический момент обязательно должен быть прописан в договоре, иначе нечестный заказчик может сказать, что ничего вам не должен, так как предложенные варианты его не устроили. Поэтому необходимо, чтобы клиент подписывал те эскизы, которые ему были предложены. Этим он подтверждает, что да, задача, поставленная в брифе, так или иначе, выполнена, но итоговый результат его не устроил по тем или иным причинам. Если этот момент прописан в договоре, то заказчик в курсе, что в случае его отказа работа студии над проектом закончится и ему придётся оплатить то, что было сделано. Поэтому первая или вторая презентации обычно проходят нормально.
Если договор достаточно жёсткий, то можно побаловать клиента, сделав чуть больше, чем то, за что он заплатил. Конечно же, если есть время и возможность на это. Увидев это, клиент поймёт, что в студии работают серьёзные люди, которым важны их клиенты и, естественно, у него сложится приятное впечатление.
После получения второй части предоплаты и утверждения дизайна, права на сайт полностью передаются заказчику. Не забудьте в договре указать, что вы имеете право публиковать свою работу на сайте студии, передавать права на публикацию работ в журналы, блоги, интернет-издания. Клиент может настоять на том, чтобы ваш труд нигде не был популяризован. То есть, права на сайт, авторские права и всё-всё-всё переходит в его собственность и студия перестаёт иметь какое бы то ни было отношение к своей же работе. Естественно, ни публиковать работу, скажем, в портфолио студии, ни заявлять о причастности к этой работе студия тоже не вправе. Такое желание клиента увеличивает сумму работы в среднем в два раза. Это происходит потому что каждая новая работа это возможность получить новый заказ и лишение этой возможности должно быть восполнено.
Также при составлении договора, обязательно продумайте, какие нюансы могут увеличить время работы над проектом или потребовать дополнительных ресурсов.
Продажа дизайна
Разработка дизайна и его продажа слабо связаны между собой, поэтому продажами должен заниматься человек, у которого есть к этому способности. Гениальный дизайнер может провалить презентацию и ничего не продать, просто потому что продавать он не умеет. Поэтому в веб-студиях этим занимаются люди, обладающие определённым набором качеств и навыков, способностью к убеждению и коммуницированию. Это не обязательно отдельно нанятый человек, это может быть кто-то из персонала, например, арт-директор. Так что уделяйте внимание организации работы и следите, все ли работают на своём месте. Возможно, что копирайтер средних способностей окажется блестящим дизайнером. Раскрывайте способности своих сотрудников и следите за их проявлением.
Вряд ли с первого раза у вас получится сделать проект, ни разу не столкнувшись с теми или иными трудностями. Используйте навыки дипломатии в общении с клиентом, правильно организуйте работу внутри коллектива, наберитесь терпения, не забывайте о юридической подоплёке работы и ваши старания непременно увенчаются успехом. Желаем удачи!
Автор: Болоболов Владимир
Источник:
Ещё рекомендуем прочитать:
Министерство обороны РФ выделило 50 млн рублей на реконструкцию сайта
Сколько стоит создание сайта
Расчет стоимости создания сайта
В глубинку - за сайтом
"МегаФон" запустил новый сайт
К списку статей |