ЧПУ, СЕО, юзабилити
По понятиям
SEO (по-русски читается «СЕО») — аббревиатура фразы «search engine optimization», что в переводе означает «поисковая оптимизация». Поисковая оптимизация включает в себя комплекс мер, направленных на улучшение индексации сайта и его позиций в результатах выдачи поисковых систем. В широком смысле, к SEO имеет отношение абсолютно всё, что может влиять на позиции сайтов в поисковиках. ЧПУ — не исключение.
ЧПУ — так русскоязычные оптимизаторы называют адреса, удобные для восприятия человеком. Название является аббревиатурой фразы «человекопонятный урл» (где «урл» — жаргонное обозначение термина URL).
Если идти дальше к истокам, то оригинальное название ЧПУ — SEF URL, которое является аббревиатурой английской фразы «search engines friendly URL» (переводится как «URL дружественный поисковым системам»). Иногда можно встретить данный термин в такой форме: «Friendly URL».
Интересно, что в русском названии акцент делается на понятности ссылки человеку, а в английском — на дружественность поисковым роботам. В прочем, одно другому не мешает. Если сайт «дружит» с пользователями, то он «дружит» с поисковыми системами!
На заметку! Делайте сайты для людей, думайте в первую очередь о посетителях. Поверьте, сайты, которые нравятся пользователям, рано или поздно, понравятся поисковикам.
Так как должен выглядеть URL, чтобы считать его понятным человеку?
ЧПУ — для людей!
Основные требования к адресам страниц сайта:
- Адрес страницы должен быть по возможности коротким, понятным и «говорящим»;
- По адресу посетитель должен быстро ориентироваться и безошибочно определять свое местонахождение на сайте;
- Посетитель всегда должен получать осмысленное и предсказуемое содержимое сайта, если он стер часть адреса до ближайшей косой черты;
- Подход к именованию страниц должен быть однотипным: либо перевод слов, либо транслитерация. Совмещать в адресах транслитерацию и перевод не рекомендуется.
Посмотрите на ссылки своего сайта через призму перечисленных выше требований. Соответствуют ли они им?
Пример анализа
Проведём наглядный анализ адресов страниц сайта «Ваш МАСТЕР» на примере статьи: vashmaster.ru/informaciya/o_prodvizhenii_saytov/news184.php.
Достаточно ли короткий и понятный URL?
Ответ субъективный, но всё-таки мы считаем, что адрес статьи вполне короткий и понятный. Всё зависит от того, с чем сравнивать. Не ЧПУшные примеры будут ниже.
Можно ли по URL определить местонахождение на сайте?
Да, можно. Из структуры URL хорошо видно, что мы находимся в одной из статей раздела, имеющего следующего вложенность «Главная»/«Информация»/«О продвижении сайтов». По крайней мере, пользователь получает достаточно точное представление о своём нахождении в структуре сайта.
Можно ли догадаться, что будет происходить на сайте, если стирать последовательно часть адреса страницы до косой черты?
Да, можно. Логика навигации вполне привычная и предсказуемая, например:
- vashmaster.ru/informaciya/o_prodvizhenii_saytov/news184.php — текущее нахождение пользователя;
- vashmaster.ru/informaciya/o_prodvizhenii_saytov/ — попадаем к списку всех статей раздела «О продвижении сайтов»;
- vashmaster.ru/informaciya/ — попадаем к списку всех статей раздела «Информация»;
- vashmaster.ru/ — попадаем на главную страницу. Всё логично?
Похожая структура адресов и у других разделов нашего сайта. Как видите, при разработке сайта мы постарались правильно продумать навигацию по сайту и сделали её логичной и интуитивно понятной.
Признаемся честно, что добиться идеальных ЧПУ-ссылок на этапе проектирования сайта нам не удалось. Всё-таки есть парочка недостатков, например:
- Желательно, чтобы адрес страницы был «говорящим». Нам не удаётся об этом позаботиться на 100 %. Такая часть адреса как news184.php немного выпадает из этого правила. Возможно, запоминалось бы лучше, если тема или название статьи присутствовало в адресе, например, вот так vashmaster.ru/informaciya/o_prodvizhenii_saytov/chpu.php
- Желательно, чтобы на сайте использовался один подход к именованию страниц и разделов. Не рекомендуется совмещать транслитерацию и перевод слов, составляющих URL. К сожалению, угодить данному желанию мы не смогли, но у нас были на это причины.
На заметку! Добиться совершенства ЧПУ непросто и слишком накладно. Во всём нужно искать свою «золотую середину». Для себя мы её нашли.
Это не ЧПУшно!
Для сравнения, посмотрим, как бы могла выглядеть ссылка на нашу статью, если бы она не была ЧПУшной: vashmaster.ru?module=news&tpl=news.tpl&razdel=5&id=184. По такой структуре ссылки любой программист может сделать определённые выводы, но что Вы сможете понять из такого адреса? Ни о какой осмысленной структуре сайта с такими ссылками говорить не приходится:
- Путь к страницам состоит из цифр и параметров, которые ни о чём не говорят;
- Невозможно определять уровень вложенности страницы в структуре сайта;
- Трудно понять в каком месте сайта находится пользователь и т. п.
На заметку! Очень неЧПУшными ссылками обладают сайты на CMS «Joomla». К счастью, сторонние разработчики уделяют внимание данному недостатку и устраняют его. С помощью новых компонентов или патчей удаётся навести порядок в «движке». Некоторые готовые примеры можете скачать отсюда. Не забудьте прочитать инструкции и сделать архив сайта перед началом экспериментов.
ЧПУ и SEO
С «кривыми» ссылками пользователям трудно разобраться, а поисковым системам ещё труднее. В результате сайты с «молчащими» адресами могут хуже индексироваться, так как поисковые системы не в состоянии правильно определить структуру сайта, зависимость документов и разделов сайта друг от друга.
Сайт может считаться по настоящему качественным, если он удобен не только для пользователей, но и для индексации поисковиками!
Грамотно продуманная навигации сайта и именование ссылок помогают роботам поисковых систем корректно определять структуру сайта, вложенность страниц и разделов, взаимосвязь между ними. Поверьте, это очень важно для классификации информации, размещённой на сайте.
Делайте сайты грамотно!
Ещё рекомендуем прочитать:
«Яндекс» и Google назвали самые популярные запросы года
Пользовательские страницы "Одноклассников" будут индексироваться поисковиками
Google запустила сервис поиска авиабилетов
Как не надо раскручивать сайт
Компания Google купила факты
К списку статей |