Третье поколение
Когда лет десять назад возникали первые интернетовские поисковики, их создатели были твердо уверены в том, что главное - текст. Именно его следует анализировать, чтобы отыскать нужные пользователю документы. Ошибочность такого подхода стала ясна лишь позже. Современные поисковые системы руководствуются уже иными критериями.
В чем же была ошибка первопроходцев? Они честно пытались изобразить действия человека, который что-то ищет в Сети, но не учли, что машина - не человек. Искусственный интеллект, который способен понять смысл произвольного текста на естественном языке, пока не создан. А без понимания, на одном механическом сравнении слов далеко не уедешь.
К тому же, если поразмыслить, выясняется, что и человек не стал бы перечитывать все пылящиеся в интернете тексты, только чтобы выбрать лучший. Это попросту невозможно, ведь разные документы в интернете доступны в разной степени. К некоторым из них ведет ссылка с каждого второго сайта, другие же запрятаны так далеко, что добраться до них можно, лишь проделав длинный путь со страницы на страницу.
Создатели Google первыми поняли, что изучать стоит не тексты (раз уж из этого ничего хорошего не выходит), а дорожки, которые к этим текстам протаптывают люди. К самым важным документам не зарастет народная тропа. В этом и состоит суть фирменной технологии PageRank. Идея оказалась такой удачной, что на сегодняшний день так работают все крупные поисковые системы в интернете.
"Большой брат" в роли торговца
Есть в интернете сайт, у которого поисковикам стоило бы поучиться. Речь идет о крупнейшем интернет-магазине Amazon. На его сайте работает поистине уникальная система персонализации. Стоит один раз туда попасть, и она навсегда запомнит вас. Всё, что вы делаете, всё, что вы ищете, Amazon сохраняет в своих базах данных и тщательно анализирует. Заглянув в следующий раз на его главную страницу, вы её не узнаете. Она окажется полностью перекроена под ваши и только ваши интересы (а точнее под то, как Amazon их понимает).
Теперь представьте, привычки скольких людей уже изучены системой персонализации Amazon. Сотен и сотен тысяч. Всех их можно разделить на группы и определить, какие особенности характерны для каждой из них. Вам достаточно пары шагов по этому сайту, чтобы Amazon понял, к какой группе вас причислить, и догадался, чего от вас ждать в будущем.
Если бы поисковые системы были устроены так же, они бы следили за тем, как ведут себя посетители. Отмечали про себя, какие результаты те выбирают чаще, и пытались понять, что это значит. Вероятно, не так уж сложно было бы рассортировать всех посетителей, и в зависимости от их действий, выдавать им персонализированные результаты. Хотя идея лежит на поверхности, до сих пор ей никто не воспользовался.
Дружелюбный поисковик
Первую попытку подобного рода предпринял новооткрывшийся сайт Eurekster. Он сразу объявил себя поисковой системой с элементами так называемой "социальной сети". Если в Google самыми важными считаются те страницы, до которых проще всего добраться (иными словами, к которым ведет больше всего ссылок), то в Eurekster первыми выдаются страницы, которые вам, скорее всего, посоветовали бы посетить друзья.
Eurekster запоминает каждого пользователя и следит, какой результат поиска придется ему по душе. Вдобавок, можно создать список "друзей" и занести туда своих знакомых, которые тоже пользуются этим поисковиком. После этого результаты поиска, которые предпочли вы или ваши "друзья", будут выдаваться в первую очередь. В будущем "друзей" можно будет разделить по интересам. Тогда предпочтения ваших знакомых, чьи интересы в какой-то области вы разделяете, не станут портить результаты поиска в другой области.
В качестве бонуса Eurekster предлагает несколько необычных сервисов. Во-первых, можно посмотреть, что ищут пользователи, включенные в ваш список "друзей", причем с ними можно тут же пообщаться по электронной почте. Во-вторых, Eurekster показывает, на какие найденные с его помощью сайты ваши "друзья" недавно ходили.
Тёмная сторона Eurekster
К сожалению, качество работы Eurekster напрямую связано с количеством его пользователей. Возникает замкнутый круг: никто не станет им пользоваться, пока он работает плохо, но и он не станет работать лучше, пока им никто не пользуется. Выход может быть в партнерстве с каким-либо крупным уже существующим сообществом, начиная с уже упоминавшегося LiveJournal и заканчивая малоизвестными в России "социальными сетями" Friendster, Linked-in или Tribes.
Eurekster может столкнуться и с еще одной проблемой. Не следует забывать о том, что люди болезненно относятся к сбору информации о себе. В прошлом году некие рьяные поборники защиты частной жизни критиковали Google за использование cookies. А ведь в них хранилась такая малость, как настройки языка и кодировки. Что уж говорить о Eurekster, который будет запоминать всё, что только можно?
А что, тем временем, думают в Google? Несколько месяцев назад ходил слух, что в Google обдумывают покупку Friendster. Потом стало ясно, что отношения с Friendster у поисковика не сложились. Как оказалось, Google не отступился от намерения обрести собственную "социальную сеть". На этой неделе стало известно о существовании сервиса Orkut, который сделан одним из сотрудников Google по образу и подобию Friendster. На фоне открытия Eurekster это обретает особый смысл.
Автор: Олег Парамонов
Источник:
Ещё рекомендуем прочитать:
Как найти иголку в стоге сена, или о поисковых системах Интернета
Как заказывать продвижение веб-сайта на поисковых системах
Дружба с поисковыми системами
Секреты хорошего поиска или чем живет Google?
Раскрутка сайта своими силами: практические советы, основанные на реальном опыте
К списку статей |