Написать нам







Создаем сочные сайты!
+7 (499) 649-30-72
Написать нам
Создание сайтов






СОЗДАНИЕ САЙТОВ У НАС — ЭТО КАЧЕСТВО И РАЗУМНАЯ ЦЕНА. УБЕДИТЕСЬ САМИ!

ЗВОНИТЕ:
+7 (495) 974-15-75

Все статьи

Онлайновые "клоны" и методы борьбы с ними

15.06.2004

Cогласно некоторым оценкам, около 80% информации в российском сегменте Интернета является "ворованной". По данным юристов, крадут доменные имена и дизайны сайтов, каталоги товаров и фотографии, базы данных, целиком и частями, программное обеспечение - как компилированное, так и в исходных кодах, логотипы, списки часто задаваемых вопросов, слоганы - в общем, воруют всё, что вообще присутствует на страницах веб-сайтов и в ftp-каталогах. Даже прайс-листы, и те воруют.

В большинстве случаев глобальные и тематические библиотеки, новостную и прочую интересную информацию "заимствуют" сайты-однодневки. "Особенно этим грешат небольшие 'домашние' библиотеки неизвестных коллекционеров на бесплатных хостингах. Они сравнительно небольшие по объему, но весьма многочисленны, - делится опытом автор ресурса 'Интернет и Право' Антон Серго. - Воровство дизайна сайтов тоже распространено, но не так легко обнаружаемо и доказуемо".

С юмором подошла к этой проблеме студия Артемия Лебедева. На сайте компании уже не первый год функционирует раздел "Музей клонов".

Лебедевский "музей" коллекционирует странички тех компаний, дизайн которых повторяет работы студии. Наиболее популярным среди веб-"мастеров" оказался сайт, разработанный студией Лебедева для компании "Мобил ТелеКом". Его "клонировали" аж 14 раз.

Отметим, что люди, работающие на онлайн-ресурсы, воруют не только у своих коллег, но и у офлайновых компаний. Особенно грешат этим электронные СМИ, использующие материалы других изданий (от заголовка до грамматических ошибок в тексте) без каких-либо ссылок на первоисточник. Впрочем, офлайн отвечает полной взаимностью. Газеты и журналы до сих пор публикуют материалы из интернет-изданий, иногда указывая совершенно анекдотический источник публикации "по материалам из интернет". Выходят целые книги, представляющие собой компиляции публикаций различных интернет-ресурсов.

В одних случаях кража может нанести непоправимый ущерб имиджу компании и повлечь крупные финансовые убытки, а в других - станет лишь поводом сделать громкое заявление в прессе. Увы, в большинстве случаев имеет место именно первый вариант, когда пираты вредят имиджу и подрывают доверие к компании.

К примеру, в Сети на протяжении нескольких недель существовал "подставной" сайт, полностью копирующий контент популярного книжного магазина Books.Ru. Пиратский сайт располагался по адресам http://books.rubiz.info и http://www.books.rubiz.info. Первая его страница была статической, а все остальные формировались динамически в ответ на запрос к магазину. Позднее на пиратском сайте был установлен редирект на Books.Ru, т. е. сейчас "клон" фактически не функционирует.

Точный размер потерь представители Books.Ru не называет, однако уже сейчас оценивают их как "заметные". Дело в том, что одновременно с появлением "клона" произошло отключение индексирования Books.Ru на "Яндексе". По мнению маркетолога Books.Ru Юлии Петровой, это "наводит на мысли о глубоком проникновении новых пиратских технологий в известные компании".

"Пиратский сайт ничего не продавал и не проводил никаких финансовых операций, - рассказывает она. - Но проблема в том, что, пираты могли использовать данные клиентов, желающих сделать покупку на Books.Ru с помощью кредитной карты. Кроме того, доступ пиратов к личной информации: электронным и почтовым адресам - тоже мог навредить клиентам. Поэтому мы сразу же проконсультировались с юристами и обратились в управление по борьбе с преступлениями в области высоких технологий УВД по Санкт-Петербургу".

Отметим, что такие серьёзные махинации для Рунета, скорее, частность. В основном же имеют место "мелкие кражи", ущерб от которых вообще трудно оценить. Сергей Воронин, генеральный директор TOPMAG.RU, так рассказывает об имевшем место заимствовании приветственной речи стартовой страницы его сайта: "Я лично писал эту речь в 2001 году в момент создания магазина TOPMAG.RU. Мне непонятно, почему украли именно наш простой, ничем не примечательный текст. Тем не менее, когда мы позвонили магазину-пирату, там сделали вид, что не понимают, о чем идет речь, и открестились от всего. Мол, заказ для нас выполнили товарищи, с которыми мы уже не общаемся. Просьба убрать со страниц сайта приветственный текст была проигнорирована. Тогда мы выпустили пресс-релиз, и только после этого заимствованное приветствие заменили другим".

Александр Эрлих, директор Hi-Fi.Ru, крупнейшего портала, посвященного всевозможной электронике, утверждает, что с серьёзным воровством его компания сталкивается где-то раз в год. Обычно 'спросом' пользуются структура и содержание баз данных каталога. Впрочем, Hi-Fi не несёт серьёзных потерь от этого, ведь базы данных мало своровать - их надо поддерживать в актуальном состоянии, на что у воров, как правило, нет достаточных ресурсов. В других случаях компания предпочитает обращаться к юристам.

Стоит отметить, что в отличие от офлайновых преступлений, онлайновые "дела" крайне редко попадают в суд. А если и попадают, то доказать свою правоту, а тем более, наказать вора - почти невозможно. Слишком мало прецедентов, не доработана законодательная база, да и потом, "поймать за руку" в Сети намного сложнее, чем в реальной жизни. Пиратский сайт в любой момент можно снять, перенести на другой адрес или изменить. Найти создателя пиратского сайта тоже может быть весьма затруднительно.

"Если говорить о таком узком направлении, как защита авторского права на объекты интеллектуальной собственности, размещённые в Интернете, то чаще к нам обращаются вовсе не IT-компании, а различные сетевые издания, частные авторы, компании, владеющие интернет-магазинами и прочие владельцы разнообразного контента, - говорит Денис Лазарев, юрист ООО 'Парк-Медиа-Консалтинг' - фирмы, предоставляющей юридическую поддержку компаниям, которые занимаются информационными технологиями. - В то же время, сказать, что какие-то случаи превалируют нельзя. Все случаи разные и проблемы, с которыми к нам обращаются всегда чем-то существенно отличаются".

Сейчас ООО "Парк-Медиа-Консалтинг" ведет в суде дело о незаконном "заимствовании" классификатора (каталога) продукции. "Каталоги и рубрикаторы являются одними из наиболее уязвимых объектов (защитить их от пиратов крайне тяжело), потому что, как правило, описывают вещи очевидные; доказать их уникальность в суде зачастую непросто. Впрочем, решать проблемы можно и не доходя до суда. Поэтому судебные разбирательства - это скорее следствие провала переговоров, - отмечает Денис Лазарев. - Случалось, что наш клиент из принципа не хотел вступать ни в какие переговоры или уже сам завёл их в тупик до обращения к нам. В таких случаях, конечно, больше ничего не остается делать, как идти в суд. Однако суд - это долго и неэффективно, потому что ответчик, обладающий должной квалификацией, может растянуть дело на год-полтора. Поэтому обычно ставка делается на досудебное урегулирование.

Итак, что же делать, если вы обнаружили вора? В первую очередь, нужно не горячиться, а спокойно оценить размер причиненного ущерба. Если он невелик, вы можете опубликовать разоблачающую информацию на своём официальном сайте и уведомить о случившемся клиентов или партнеров.

Если же вы несете серьезные финансовые потери, стоит обратиться к человеку или компании, профессионально занимающимися разрешением подобных проблем. Причём сделать это надо до каких-либо иных активных действий (телефонных звонков, писем, отправки посланий в СМИ) по отношению к предполагаемым пиратам.

Дело в том, что нарушители чаще всего осознают, на что идут, нарушая чьи-то права, и любое неосторожное движение с вашей стороны может привести к тому, что "пираты" предпримут профилактические меры: изменят адрес или частично переработают позаимствованный материал, а это усложнит процесс отстаивания ваших прав в несколько раз.


Автор: "Онлайновые "клоны" и методы борьбы
Источник: Oborot.ru

Ещё рекомендуем прочитать:

Классификация преступлений, совершаемых в сфере компьютерной информации
Свобода массовой информации в Российской Федерации: опыт регулирования и реализации
Информационная экология и трансляционная деятельность: уголовно-правовой и криминологический аспект
Куда идет законодательство об ЭК?
"Дверь" в киберпространство. Договор оказания провайдерских услуг.

Внимание!
Цитирование авторских материалов допускается только при условии прямой гиперссылки на «Introweb.ru»!


К списку статей



+7 (495) 974-15-75