Написать нам







Создаем сочные сайты!
+7 (499) 649-30-72
Написать нам
Создание сайтов






СОЗДАНИЕ САЙТОВ У НАС — ЭТО КАЧЕСТВО И РАЗУМНАЯ ЦЕНА. УБЕДИТЕСЬ САМИ!

ЗВОНИТЕ:
+7 (495) 974-15-75

Все статьи

Портрет типичной дизайн-студии

09.07.2010

Обороты веб-студий

Москва — самый привлекательный рынок среди городов России. Расположенные в Центральном ФО студии собрали за 2009 г. в два-три раза большую выручку, чем их коллеги из следующих по уровню развития округов — Сибирского и Северо-западного. Отчасти высокие показатели Москвы обусловлены результатами расположенных в ней крупнейших digital-агентств, чьи обороты измеряются десятками и сотнями миллионов рублей, а «среднестатистические» студии вовсе не могут похвастаться 11 млн в год.

Но даже без учета компаний-лидеров, потенциал столицы по числу заказчиков и их готовности платить намного превышают возможности любого региона. Взлет не одной региональной фирмы обусловлен тем, что в свое время они смогли выйти на заказчиков из Москвы и продавать им услуги по принятым в столице ценам, а для выполнения заказов привлекать местных специалистов с региональными заплатами. Высвобожденные деньги позволили быстро масштабировать бизнес, активно продвигаться и выбирать интересных заказчиков, не расходовать ресурсы на бесперспективные разовые проекты.

Где деньги лежат

Обороты веб-студий в регионах России

Рис. 1. Обороты веб-студий в регионах России. Источник: опрос CMS Magazine

На маркетинге в соцсетях зарабатывает 1 % студий.

Услуги которые принесли агентствам наибольший доход в 2009 г.

Услуги, которые принесли агентствам наибольший доход в 2009 г.

Рис. 2. Услуги, которые принесли агентствам наибольший доход в 2009 г. Источник: опрос CMS Magazine.

Основные источники дохода

По итогам 2009 г. 84 % веб-студий получили основной доход от разработки новых сайтов и поддержки существующих. Сайт, будь это корпоративная визитка или интернет-магазин, все еще остается главным генератором прибыли и центром рекламной кампании для большинства фирм.

В 70 % компаний работает меньше 15 сотрудников

Распределение российских студий по численности персонала

Рис. 3. Распределение российских студий по численности персонала. Источник: данные участников рейтинга веб-студий "Рейтинга Рунета"

Однако в будущем значение разработки будет снижаться — в Москве и других более интернет-развитых регионах ее доля в доходах компаний уже ниже, чем в среднем по России. На этом фоне возрастает роль услуг по развитию сайтов, консалтинга и агентских продаж контекстной рекламы. Расцвета платного консалтинга уже в 2010 г. ждет около 9 % руководителей студий. Почти половина руководителей ожидает, что акценты будут смещаться в пользу продвижения, в первую очередь его основной составляющей — поисковой оптимизации. Кроме того, они прогнозируют рост интеллектуальных и new-wave услуг.

Маловероятно, что изменения будут резкими, особенно на фоне посткризисной бережливости заказчиков. Поэтому 78 % фирм считают, что в ближайшее время разработка так и останется для них главным источником дохода.

Число сотрудников

В типичной российской веб-студии на постоянной основе работает менее 15 человек. Таких небольших фирм 70 %. В регионах множество компаний состоит из 4-7 или даже 1-3 человек, включая директора. В Москве выше доля крупных игроков, где занято более 30 сотрудников, а в каждой 20-й столичной компании штат превышает 50 специалистов. В число базовых сотрудников студий входит административный персонал, одна или две команды разработчиков и люди, отвечающие за качество проектов. Когда студия начинает расти, в первую очередь набирают новых программистов и продавцов, дизайнеров, SEO-продвиженцев и менеджеров проектов: происходит репликация производственной цепочки.

Верстальщики и контент-менеджеры необходимы студиям в значительно меньшей мере, поэтому их зарплаты на 30-40 % ниже остальных специалистов. Кроме того, для выполнения части технических работ студии часто привлекают фрилансеров. Среднестатистическая веб-студия сотрудничает с 6 внештатными специалистами.

Самый «штучный товар» — директор по маркетингу, технический и арт-директор. Ими, как правило, становятся совладельцы компаний и самые лояльные им сотрудники. Лишь 3-6 % компаний собираются нанимать функциональных директоров со стороны.

Уровни заработной платы специалистов

Специалисты, на которых строится производственная цепочка веб-студии, менеджер проектов, дизайнер и программист, получают примерно одинаковое жалование: около 40-45 тыс. руб в месяц в Москве и по 20-25 тыс. руб. в развитых регионах. Дизайнеры и SEO-продвиженцы, от усилий которых в чуть большей степени зависит удовлетворенность заказчика, опережают коллег по уровню доходов на 10 %. Кроме того, этим специалистам традиционно проще найти подработку на стороне.

Менеджеры по продажам зарабатывают в среднем меньше сотрудников производственных отделов, что обусловлено внутренними ограничениями веб-дева: большинство студий не может поставить разработку дорогих сайтов на поток. Самыми «бедными» остаются специальности контент-менеджера и html-верстальщика.

К кому веб несправедлив

Среднероссийские зарплаты по специальностям

Рис. 4. Среднероссийские зарплаты по специальностям. Источник: опрос CMS Magazine

Как и в случае с ценами на услуги, уровень заработной платы специалистов сильно отличается от региона к региону. Столичный программист получает столько же или даже больше, чем, например, арт-директор в Казани. Это было и остается одной из основных причин «утечки мозгов» из регионов.

Возраст дизайн-студии

Большая часть принявших участие в исследовании веб-студий работает уже не один год. Молодых компаний в возрасте до 3 лет 20 %, 38 % фирм оказывают свои услуги уже 4-6 лет, и еще 38 % агентств — это ветераны Рунета с опытом более 7 лет.

Свежезарегистрированных фирм в реальных рыночных условиях, конечно же, больше, но лишь немногие из них участвовали в исследовании. Всего 4 % опрошенных признались в том, что им еще не исполнилось и 1 года. Аналогичная ситуация с SEO-компаниями. Несмотря на то, что продвижение как услуга моложе разработки, компании-лидеры занимаются SEO уже очень давно. Некоторые из SEO-фирм в прошлом были обычными разработчиками и учитывают в ответах свой общий стаж в отрасли. Поэтому 21 % компаний указали, что работают больше 10 лет и лишь немногим моложе «Яндекса».

Младенцам здесь не место!

Распределение веб-студий по возрасту

Рис. 5. Распределение веб-студий по возрасту. Источник: данные участников рейтинга веб-студий "Рейтинга Рунета"

Количество активных проектов в портфеле веб-студии

Разработка сайта занимает у студии около 38-40 календарных дней. Порталы и сервисы требуют большего времени, а корпоративные визитки часто удается сделать быстрее. Кроме того, сроки увеличиваются, когда сайт необходимо согласовывать на специальных комиссиях в крупных корпорациях и государственных организациях. В итоге за квартал типовая веб-студия с учетом мелких работ сдает до 6-7 новых проектов или по 2 сайта в месяц.

Разброс объемов активного клиентского портфеля студий довольно велик. Около трети фирм пока выполнили не более 10-15 веб-ресурсов. 22 % студий ушли недалеко и поддерживают 16-25 сайтов. 23 % могут похвастаться более чем 50 сайтами, но выше этой планки понимаются немногие.

В сфере SEO среднее количество проектов, с которыми одновременно работает компания, распределяется более равномерно. А поскольку поисковая оптимизация требует ежедневного внимания (иначе сайт заказчика потеряет свои позиции в выдаче), у SEO-компаний больше постоянных клиентов на абонентском обслуживании, чем у разработчиков.

Активный клиентский портфель

Количество актуальных проектов в портфеле веб-студии

Рис. 6. Количество актуальных проектов в портфеле веб-студии. Источник: данные участников рейтинга веб-студий "Рейтинга Рунета"

Каналы продвижения

Утверждение «реклама-двигатель торговли» для веб-студий неверно. Предлагая сложные b2b-услуги, они получают подавляющую часть новых заказов по рекомендациям коллег и знакомых, а также по ссылкам на выполненных сайтах. Для 89 % фирм это основной источник клиентов. Второй по значимости источник клиентов — выдача в поисковых системах.

54 % фирм направляют на SEO и контекст большую часть своих маркетинговых бюджетов. Около половины фирм считают эффективным каналом продвижения пиар, но только 31 % участвует в выставках, дискуссиях и рейтингах на профессиональных порталах. На продвижении в социальных сетях акцентируется 27 % студий. 32 % вкладываются в организацию традиционного отдела продаж с телемаркетологами и «холодными» звонками, а 12 % пристально следят за тендерами государственных структур и крупных корпораций.

На последнем месте по популярности такой канал продвижения как реклама в печатных СМИ. Размещать ее собираются 10 % веб-студий.

Война за выдачу

На какие каналы продвижения студии направляют основную часть маркетингового бюджета

Рис. 7. На какие каналы продвижения студии направляют основную часть маркетингового бюджета. Источник: опрос CMS Magazine

Используемые системы управления сайтами

Благодаря маркетинговым усилиям разработчиков CMS, в первую очередь 1С-Битрикс и NetCat, коммерческие системы управления содержимым сайта теснят бесплатные продукты и кустарные разработки. В общей по России статистике «коробки» все еще уступают аналогам, но в Москве их используют уже 56 % веб-студий.

Разработчики коммерческих движков апеллируют к желанию заказчиков иметь надежную и независимую CMS и, следовательно, возможность без ущерба для бизнеса сменить подрядчика по веб-услугам. С этой идеей они продвигаются и в регионах. Но там ограничивающим фактором выступает размер бюджета на разработку сайта. В Москве 12-25 тыс. руб. на CMS потеряется в 180 тыс. руб., которые заказчик заплатит веб-студии. Но, например, в Казани или Челябинске цена «движка» съест 25-40 % бюджета. Неудивительно, что в этих городах популярность коммерческих CMS несколько ниже.

Битрикс, NetCat и UMI.CMS вытягивают рынок «коробок»

Популярные CMS, используемые веб-студиями

Рис. 8. Популярные CMS, используемые веб-студиями. Источник: данные участников рейтинга веб-студий "Рейтинга Рунета"

* Цветом выделены свободно распространяемые CMS с открытым кодом

Краткие итоги

Российский рынок разработки и поддержки:

  • 2000 компаний;
  • 7.2 млрд руб. — объем в 2009 г.;
  • в 2010 году рынок веб-разработок может вырасти на 51 %.

Типичная российская веб-студия:

  • Расположена в Москве, работает более 4 лет;
  • Годовой оборот более 6.5 млн руб.;
  • В штате 8-15 человек;
  • Делает сайты стоимостью около 180 тыс. руб.;
  • Активный клиентский портфель — от 10 до 50 сайтов;
  • Продвигается с помощью SEO и контекстной рекламы;
  • Использует коммерческую CMS или CMS собственной разработки.

Источник: «Исследования рынка веб-разработок в России, 2009»

Ещё рекомендуем прочитать:

Зачем нужен сайт? Всё о пользе создания своего сайта
Разработчиков сайта Министерства обороны России подозревают в крупных хищениях
Создание простых сайтов
За создание сайта о культурном наследии России обещают 76 млн рублей
За апгрейд сайта госзакупок обещают 26 млн долларов

Внимание!
Цитирование авторских материалов допускается только при условии прямой гиперссылки на «Introweb.ru»!


К списку статей



+7 (495) 974-15-75