Дизайн ради дизайна
Но появились умные взрослые дяди, именующие себя маркетологами, и навсегда изменили облик и дух дизайна. Дяди рассказали о том, что дизайн ради дизайна им не нужен вовсе. А нужен им дизайн отражающий потребительские качества товара, дизайн созвучный с идеологией потенциальных потребителей, дизайн отвечающий требованиям эргономики, этики, законодательства... В общем, дизайн-как-творчество был похоронен безвозвратно. Появились правила, штампы, атрибуты и профессия - дизайнер. Дизайн превратился в сугубо прикладную отрасль под неусыпным контролем маркетинга. Все. Идея дизайна ради дизайна умерла сама, тихо чинно и без чьей-либо помощи.
Конечно, даже такому смрадному чудовищу нашлось местечко под крылышком музы двадцатого века. Общество потребителей породило искусство потребительства. Появились экспозиции и даже целые выставки с нагромождением упаковок, пакетов и фантиков. Фетиш потребительской эстетики затронул и наиболее неформально настроенных представителей мира высокой моды. Художники тоже не прошли мимо... Но все это не имело никакого отношение к дизайнерам. Художники, модельеры, перформеры-коллекционеры, все кто угодно выплескивали свои творческие изыски на почве потреб. арта за исключением самих основоположников направления — дизайнеров. Дизайн был абстрагирован от творчества и замкнут в суровые рамки целесообразности.
Но вот благо! Появился Интернет, а, как следствие, web-дизайн. Web-дизайн являл собой нечто новое. И как все новое, web-дизайн не имел четких рамок, сформированных структур и отработанных понятий. Отсутствие ограничений опьянило затрепанных, скованных дизайнеров. Со всем неистовством своего творческого потенциала они обрушились на интернет... И утопили его. Появились интернет-биржи похожие на кислотную дискотеку. Появились trade-boards с flash-заставками на 300 кило. В общем интернет стал отражением ничем не сдерживаемой вакханалии дизайнерской мысли.
Однако, со временем интернет трансформиовался из явления технологического в явление социальное и экономическое. Дизайнерской душе, мыслящей категориями Cool, Art & Creative не было места в новом интернете. Появились новые дяди с новыми ограничениями - маркетологи, менеджеры проектов, оптимизаторы и иже с ними. Каждый принес свои правила, свои ограничения. И дизайн вновь превратился в служанку Колосса Эфективности. Появились четкие и строгие интерфейсы корпоративных сайтов, мягкие и ненавязчивые тона контент-проектов. Дизайн интернета стал приобретать разумный, осмысленный облик. Оно и правильно, ибо сортир раскрашенный в черно-желтую клетку* - это действительно cool, но функционально испражняться гораздо приятней в невзрачном бледном светлом помещении. Как говориться, Принцип Соответствия верен, потому что правелен. И этот принцип Соответствия (и же с ним Целесообразности) домокловым мечом висит над шеей дизайнерского креатива.
Однако у web-дизайнеров осталась отдушина, которую не заполнят ни художники, ни модельеры, ни перформеры-коллекционеры по той простой причине, что все они не владеют технологией построения web-страниц. Я говорю об inspirational & creative sites. Что это такое? А Вы загляните на www.factory512.com. Без какого-то ц-е-л-е-с-о-о-б-р-а-з-н-о-г-о содержания, но там приятно находиться, там красиво, там Cool, Art & Creative. И пока псевдо-дизайнеры калечат web corp. projects, нормальные дизайнеры делают "правильные и целесообразные" сайты за деньги и Cool, Art & Creative projects для души.
Автор: Олег Нурниязов
Источник:
Ещё рекомендуем прочитать:
философия дизайна и не только
Нестандартно о счетчиках
Ключ к эффективному web дизайну.
Война миров: марсиане против венерианцев
Текстовые эффекты, или Будьте проще - сядьте на пол
К списку статей |