Победит ли виртуальная грамматика реальную?
Чем отличаются интернет-СМИ от привычных нам бумажных газет и журналов? Большинство из нас не задумываясь ответят: оперативностью. И, конечно же, будут правы. А вот прочие (те, которые никогда не отвечают «не задумываясь») сочтут, что первое отличие электронной журналистики от традиционной заключается в степени грамотности. Впрочем, именно в плане грамотности «бумага» все стремительнее падает до уровня «цифры».
Первая причина этого грустного для русского языка и текстовой культуры явления заключается в наличии корпоративных стандартов, устанавливаемых практически каждой редакцией: где-то положено писать так, а где-то наоборот. На заре виртуальной эры, когда людям еще было стыдно за грамматические ошибки, последние нередко объяснялись техническими особенностями административных систем сайтов, программными несовершенствами и т. п. Теперь, когда написание тире в виде двух склеенных дефисов говорит исключительно о неумении пользоваться вордом, все чаще ссылаются на необходимость соответствовать изменчивым требованиям поисковиков. Или просто приносят грамотность в жертву оперативности.
Так отличается ли Интернет-грамотность от грамотности традиционной? И отличается ли вообще?.. Какого-то специального академического учебника виртуальной грамматики, естественно, еще не существует. Зато существует целый ряд исследований и весьма интересных статей на эту тему. Например, статья Михаила Воловича «Посвящается Рамблеру», автор которой убедительно тычет читателя носом в очевидные, казалось бы, вещи, и за это ему следует сказать большое спасибо. В целом из всего написанного на эту тему следует, что сетевая орфография и виртуальная пунктуация подчиняются тем же законам, что и их оффлайновые предшественники. А следовать общим правилам следует хотя бы еще и потому, что грамматические ошибки и корректорский мусор на веб-сайте солидной компании отнюдь не самым положительным образом сказываются на ее имидже.
В русском языке нет мелочей, зато есть масса интонаций. С присущей нам, редакторам, въедливостью «забиваем в поисковик» набившее оскомину словосочетание «организация свадеб», открываем любой из сайтов в первой пятерке листа выдачи и читаем: «Вoт вы и встрeтили друг другa, Глaвнoe ужe случилoсь – вы вмeстe и этo сoбытиe нужнo oтпрaзднoвaть тaк, кaк хoчeтся имeннo Вaм». На 21 слово текста здесь приходится 4 ошибки: три грамматических и одна корректорская.
Во-первых, мы видим здесь следы распространившейся в последнее десятилетие дурной манеры употреблять местоимение «Вы» с прописной буквы, что, как мы помним, делается лишь в двух случаях: в переписке (преимущественно деловой) и при письменном общении с Господом Богом. И то лишь при условии, что объектом обращения является персона в единственном числе. Нарушение этого правила при обращении рекламодателя к потенциальному клиенту распространилось настолько, что даже матерые языковеды, начинают мяться: вообще-то неправильно… но, наметилась, знаете ли тенденция… да и в «Яндексе», так сказать, большинство-с…
Во-вторых, из трех «вы» с прописной буквы употреблено только последнее, а разнобой, как известно, является симптомом начавшейся деградации. В-третьих, запятая вместо точки в конце предложения свидетельствует о том, что текст на главной странице сайта абсолютно не вычитан — фирма, допускающая грамматические ошибки в рекламе собственных услуг, лично у меня доверия не вызывает. Наконец, в-четвертых, во второй фразе неправильно употреблено тире. Автор фразы употребил так называемое короткое тире ( — ), используемое для разделения цифровых значений (например, 5–10 лет), длинное же тире ставится нажатием клавиш «Ctrl», «Alt» и «-» (знак минус). Впрочем, это гораздо правильнее принятой на многих сайтах разновидности тире, состоящей из двух дефисов (--).
Чтобы не утомлять читателя, мы лишь перечислим основные корректорские ошибки. Первое — кавычки. Вот это — "" — официально означает принятые обозначения дюймов, минут… чего угодно, но не кавычек. Есть два вида кавычек: «ёлочки» и “лапки”. Вторые используются внутри первых. Всё очень просто. Далее. Почему-то, название, набранное латиницей, перестает считаться названием и кавычками не выделяется. Не только на том же самом цитируемом нами сайте (aгeнтствo Mon Amour), но сплошь и рядом. А это уже чревато путаницей, возникающей в выражениях вроде «…выпущенный Micrisoft Internet Explorer…».
Второе — пробелы. Все сокращения с точками (и т. д., и т. п., А. С. Пушкин…), а также пробелы между числом и указанием на единицу измерения, которую оно обозначает (2008 год), всегда разделяются пробелами. И этого правила, на моей памяти, никто пока не отменял. Кстати, о единицах. Проценты обозначаются соответствующим символом только в специализированных научных текстах, а вовсе не везде. А сокращения «млн» и «млрд», как можно заметить, являются аббревиатурами, следовательно точка после них ставится исключительно в том случае, когда они завершают фразу. К сокращению «тыс.» это не относится.
Такого рода частностей накопилось за последние годы так много, что если мы возьмемся говорить обо всех, то неминуемо напишем объединенный учебник по русскому языку, корректорской правке и типографике. Поэтому остановимся на самом наболевшем и под занавес обратим внимание еще на одну характерную особенность виртуальной грамматики — написание новых слов, которые принес в нашу жизнь Интернет. Ну, с «онлайном» и т. п., казалось бы, вопросов уже не должно возникать, поскольку такого рода понятия давно перестали быть неологизмами и прочно обосновались в русском языке. Куда труднее выбрать между «блоггером» и «блогером». В этой связи советуем внимательно прочитать занимательную дискуссию, развернувшуюся под публикацией на «MaulNet.ru». И убедиться, что доводы противников удваивания согласной «г» звучат гораздо логичнее и убедительнее.
А вот правила написания слова «Интернет» утверждены давным-давно: с прописной буквы в самостоятельном виде и со строчной — в составе сочетаний типа «интернет-кафе» и «интернет-провайдер». И ни в коем случае не употребляйте выражение «сеть Интернет» — это тавтология (что легко доказывается буквальным переводом слова «Интернет»). И не забывайте, что «Интернет» склоняется.
И мир станет лучше.
Автор: Ника МУРАВЬЕВА («Introweb»)
Ещё рекомендуем прочитать:
«Рамблер» запустил сайт Кубка России по футболу
GEO объединяет любителей истории
«Ask Kids» совершенствует детский поиск
Екатеринбург обновил интернет-представительство
«Facebook» очарует юзеров рекламой
К списку статей |