Написать нам







Создаем сочные сайты!
+7 (499) 649-30-72
Написать нам
Создание сайтов






СОЗДАНИЕ САЙТОВ У НАС — ЭТО КАЧЕСТВО И РАЗУМНАЯ ЦЕНА. УБЕДИТЕСЬ САМИ!

ЗВОНИТЕ:
+7 (495) 974-15-75

Все статьи

Школа цифрует дневники

27.02.2008

Школа цифрует дневники... http://www.itogi.ru/Paper2008.nsf/Article/Itogi_2008_02_24_00_1592f.html/$file/OBSCH-deti-15hi.jpg (Фото: Валерий Матыцин/ИТАР-ТАСС)«Тopnews.ru» рассказывает о начавшемся в Москве эксперименте, в рамках которого в школах взамен бумажных вводятся электронные журналы и дневники. Скоро у каждого московского школьника появится электронное портфолио, в котором будет содержаться не только расписание уроков и задания на дом, но и информация об оценках и поведении. Учителя, ученики и их родители смотрят на новинку по-разному.

Все-таки раньше постигать школьную науку было куда проще. Получил двойку — стер ее из дневника или вовсе выдрал страницу. И шито-крыто. Сколько уроков ты прогулял и по уважительным ли причинам, установить было по силам только сыщику высшего разряда. Мы все учились понемногу и как-то умудрялись щадить нервы родителей. Но технический прогресс, который, как известно, не имеет обыкновения стоять на месте, не обещает спокойной жизни современным школьникам и их папам и мамам. Представьте ситуацию: сидит важный папа на важном совещании. И в это время на мобильный приходит SMS: «Сегодня ваш сын получил в школе: география — 3, история — 2. На перемене подрался с Ваней Гребенниковым. Срочно свяжитесь с классным руководителем 5 “Б”». Педагогическая мера в данном случае используется исключительно превентивная — ребенок заранее знает, что его подвиги не останутся без огласки. А уж что делать дальше — решать родителям. По крайней мере, информацию подобного рода на телефон или электронную почту они уже начали получать. Но не все, а пока только те, чьи дети обучаются в заведениях, участвующих в эксперименте по внедрению программы «Электронный журнал».

Невиртуальная двойка

Специалисты Информационно-аналитического центра столичного Департамента образования создали целый портал для школьников и их родителей. Первые могут всегда посмотреть, если вдруг забыли, расписание уроков, узнать домашние задания, увидеть, какие олимпиады, конкурсы или праздники пройдут в ближайшую неделю в школе, подсчитать, сколько денег в столовой потратили. Родители могут точно узнать, когда их ребенок пришел в школу, во сколько ушел, какие оценки и замечания получил, как вел себя на уроках. «Помимо онлайн-доступа к электронному журналу родители смогут получать всю информацию из него на свой е-mail или в виде SMS-сообщения на телефон, — говорит директор Центра Владимир Яблонский. — Для школьников и их родителей предусмотрены разные пароли и логины. Так что бродить по сайту, чтобы узнать, как учатся дети в других классах, система не позволит».

«Электронный журнал» уже работает в тридцати школах Москвы — в среднем задействовано по три школы в округе, на каждую из которых на год выделено по 500 бесплатных эсэмэсок — именно столько сообщений педагоги могут отправить родителям за счет городского бюджета. «Считаем, что этого должно хватить, — говорит специалист Центра Евгений Ильин. — Если окажется недостаточно, будем думать, из каких средств оплачивать перерасход. На сегодняшний день очень активно пользуются системой SMS-сообщений учебные заведения Юго-Западного административного округа. А вот в школах Зеленограда их количество минимально. Возможно, это связано с тем, что округ прекрасно компьютеризирован и большинство родителей школьников имеют свободный доступ в Интернет».

Родители ничего против новой программы не имеют, поскольку какой же нормальный человек откажется от удобной возможности контролировать успеваемость своего отпрыска. «Это раньше люди в большинстве своем в семь приходили домой и после ужина делали с детьми уроки, — говорит Наталья Селиванова, мама восьмиклассницы Ирины. — Теперь такой строгой почасовой работы практически ни у кого не осталось. Времени на то, чтобы встречаться с учителями и проверять, как учится дочь, нет. Подписавшись на электронную рассылку школы, я оперативно получаю информацию обо всех ее оценках и понимаю, когда от нее надо потребовать большей усидчивости или когда ей нужно в чем-то помочь». Результаты первого года эксперимента свидетельствуют: в тех средних учебных заведениях, где он проводится, успеваемость выросла. «Подростки стали понимать, что скрыть свои неудачи от родителей отныне невозможно, — говорит педагог Анна Ковалева, — поэтому более ответственно относятся к выполнению домашних заданий. Нам, учителям, при помощи электронного журнала стало гораздо проще донести до родителей ту или иную информацию — и касающуюся успеваемости ребенка, и относящуюся к внеклассной жизни». Это с одной стороны. А с другой — мнение восьмиклассника Антона: «Меня увлекает сама игра в электронный журнал. Я с удовольствием смотрю там домашние задания, общаюсь с друзьями. Особенно это удобно, когда валяешься дома с болезнью. Но вот то, что предки отслеживают каждый мой шаг, немного напрягает».

Мина замедленного действия

Справедливости ради надо заметить, что волнует это не только школьников. Как и у любого нововведения, у данной идеи тоже есть критики. Например, психологи считают, что в ней заложена мина замедленного действия. «Конечно, такая система облегчает жизнь родителям, но тотальный контроль подрывает доверие к ребенку, что в свою очередь снижает его самооценку и базовое доверие к миру, — говорит психолог-консультант Института групповой и семейной психологии и психотерапии Ирина Якович. — Когда мы начинаем подслушивать, подглядывать за своим чадом, у него уменьшается способность к самоконтролю. Навык самоконтроля не врожденный, он приобретается в практике. Любому человеку необходимо приватное пространство, и ребенку тем более — это мир его становления и развития, где формируется зона его ответственности. Он имеет право что-то от нас утаивать, чего-то не говорить. В школьном возрасте у ребенка формируется важный навык — коммуникация с людьми. А что получается? Возникает новая реальность — между родителями и ребенком появляется электронный посредник. Наши дети и так уже превратились в компьютерных Маугли, плохо ориентирующихся в реальном мире. Так надо ли подключать к Сети столь интимную сферу, как отношения между самыми близкими людьми?»

Существует проблема и другого рода — это недостаточное оснащение школ. Компьютер с Интернетом есть не у каждого педагога. Информацию о пользователях в электронный журнал вносит системный администратор школы, а отметки — классный руководитель. Учитель в бумажном журнале записывает оценки, домашние задания, замечания и пожелания для учеников, а в конце дня вносит все это в электронный журнал. В итоге информация попадает в Сеть с опозданием минимум на день. «Отложенный ввод данных мешает оперативной работе, — говорит Владимир Яблонский. — Ускорить этот процесс удастся лишь в том случае, если у каждого учителя на столе будет стоять персональный компьютер, подключенный к школьному серверу». Кстати, преподавателям за ведение электронного журнала пока не доплачивают. Учителя, и без того перегруженные работой, недовольны. Но на то и эксперимент, чтобы выявить недостатки.

Дела портфельные

Сопротивляться глобализации школы, видимо, уже поздно. Джинн выпущен из бутылки. Вслед за электронными журналами на школьных сайтах вот-вот появятся электронные портфели — персональные странички учеников, на которых они станут хранить любую нужную им информацию, начиная от своей фотографии и даты рождения и заканчивая сделанными за годы учебы проектными работами. Доступ к такому портфелю будет возможен как из дома через Интернет, так и в школе через специальные инфокомы. У них будет два вида управления — сенсорное и с помощью карты учащегося, которая до сих пор использовалась для регистрации времени прихода и ухода учеников, а также для оплаты завтраков в буфете.

«На своей страничке подросток найдет сведения о тех программах и учебниках, по которым идет преподавание в школе, сможет в режиме онлайн заказать литературу в библиотеке, сохранить дипломы об участии в предметных олимпиадах, — рассказывает Ирина Бобpова, директор московского лицея № 1575, в котором уже начат эксперимент. — Но самое главное, можно “складировать” все сделанные презентации и доклады. Даже если ученик забыл их дома, он придет в школу, “зайдет” в свой портфель, найдет нужную работу и распечатает на сетевом принтере».

По словам десятиклассника Александра Колесникова, все это очень удобно. Простой пример: его класс недавно делал групповую презентацию по географии. Каждый написал свою часть работы. Чтобы свести все в единое целое, пришлось специально собираться дома у одного из ребят. «Мы несколько дней не могли закончить проект, потому что то одному, то другому было некогда, — говорит Александр. — Система электронного портфеля позволяет каждому сохранить на персональной страничке свою часть работы, а в школе соединить эти части в единое целое и показать на интерактивной доске».

Разработчики дали программе второе название — «Ученическое портфолио». Выпускник сможет записать на электронный носитель все данные, которые за годы учебы накопились в его электронном портфеле, и принести их туда, где будет в дальнейшем учиться или работать. А что? Здорово блеснуть на собеседовании при приеме на службу, скажем, грамотой за участие в школьном хоре. Главное, чтобы в электронное портфолио не угодили (нет ничего невозможного) сведения о прогулянных уроках или информация о приводе в детскую комнату милиции…

Во сколько столичному бюджету обойдется организация экспериментов, пока не афишируется, но в центре говорят, что проект не потребует огромных средств, поскольку сто процентов школ столицы подключены к Интернету, абсолютное большинство из них имеют серверы, программное обеспечение уже разработано в рамках городской программы «электронная Москва». В центре полагают, что через пять лет электронные журналы и портфели будут существовать практически во всех общеобразовательных учреждениях столицы.

Есть, правда, еще один вопрос, который мучает автора этих строк. Сегодня самые отчаянные хакеры — это как раз дети. Неужто завтра или в недалеком будущем они не применят свои способности в таком простом деле, как корректировка нежелательных цифр в электронном журнале? Верится с трудом… Проще предположить, что на электронных школьных страницах развернется новое состязание между детьми и учителями — за корректировку и защиту информации… Зато по информатике у всех точно будут пятерки.

 


Автор: Мария СОЛОВЬЕВА («Тopnews.ru»)
Источник: Тopnews.ru

Ещё рекомендуем прочитать:

«Поколение Google» оказалось серьезнее
Электронная почта спивается
Россия — мировой серебряный призер по спаму
Спам бессмертен, но изменчив
«Micrsoft» разрабатывает рекламу завтрашнего дня

Внимание!
Цитирование авторских материалов допускается только при условии прямой гиперссылки на «Introweb.ru»!


К списку статей



+7 (495) 974-15-75