Необходимость разработки системы качества интернет-проектов
Предпосылки разработки системы качества интернет-проектов
Вопросы качества являются одними из основополагающих при разработке любых проектов, будь то строительные проекты, или проекты в сфере информационных технологий (интернет-проекты). Однако если, например, в отрасли строительства накоплен определенный опыт в области управления качеством продукции и процессов, определены методики оценки качества и стандарты качества, то в сфере интернет-технологий, говорить о распостранении каких-то единых стандартов качества пока преждевременно.
На Западе дело обстоит несколько иначе. Там разработан ряд стандартов, описывающих как процессы проектирования интернет-систем (ISO 9294:1990, ISO 6592:1986 и др), так и процессы анализа usability сайтов, например стандарт ISO 9241-11 или Common Industry Format 1.1.
Отсутствие системного подхода к качеству интернет-проектов приводит к тому, что зачастую организации, занимающиеся созданием интернет-сайтов, сознательно не используют такое понятие, как "качество" при разработке интернет-проектов. Конечно, разработчики руководствуются определенными собственными представлениями о качестве, но зачастую их представления довольно далеки от требуемых.
Заказчик, слабо разбирающийся как в информационных технологиях, так и в вопросах качества, даже не подозревает, что созданный по его заказу ресурс работает не на 100 процентов и сделан с ошибками, которые на первый взгляд, незаметны. Как следствие, потеря некоторой доли прибыли (или некоторой части клиентов), что в современных конкурентных условиях является недопустимым для любой организации.
Область применения системы аудита качества интернет-проектов
Создание единой (обязательной) системы аудита качества интернет-проектов в масштабах всего российского сегмента сети "Интернет" лично мне представляется невозможным (да и не нужным). Такая система может и должна быть создана в рамках отдельной организации, занимающейся разработкой и созданием интернет-проектов и (или) оказывающей сопутствующие услуги.
Создание системы аудита качества интернет-проектов в рамках отдельной организации позволит решить ряд задач:
- Минимизировать потери заказчика из-за некачественного продукта (денежные, имиджевые итп).
- Четко описать требования к создаваемым интернет-проектам.
- Четко и однозначно определить критерии оценки качества интернет-проектов.
- В конечном итоге способствовать повышению качества как уже созданных, так и новых проектов, ориентировать их на потенциального потребителя, сделать удобными для потребителя (пользователя).
Предполагаемый состав системы качества интернет-проектов
Определение элементов системы качества интернет-проектов, критериев и показателей качества - достаточно трудоемкая и неоднозначная задача. На мой взгляд, система качества должна описывать требования к качеству интернет-проекта с двух принципиальных точек зрения:
-
На этапе проектирования интернет-сайтаНа этапе проектирования интернет-сайта важно заложить целый ряд требований по качеству:
- Требования к структуре сайта (логичность структуры разделов сайта, наличие гиперссылок, язык изложения, краткость информации и т.п.)
- Требования к навигации (наименование разделов, наличие поиска и его удобство, дизайн навигации, анонсирование разделов на главной странице и т.п.)
- Требования к дизайну (комбинация цветов, шрифтовое оформление, пропорции, иллюстрации, возможность размещения баннеров и др.)
- Требования к мультимедиа-компонентам сайта (аудио, видео, анимация и др.)
- Требования по usability (соответствие технической оснащенности пользователей, успешность решения пользователями поставленных задач, удобство восприятия и использования сайта, удовлетворенность от использования и др.)
- Технические требования (чистота кода, размер страниц сайта, возможности по прописыванию отдельных тэгов для каждой страницы и т.п.)
-
Для уже готового сайта, который может существовать определенное время в сети.
Для сайта, уже функционирующего в сети определенное время, оценка качества может производиться путем проведения процедуры аудита качества. Аудит качества может производиться по следующим разделам:
-
Технологический аудит
Могут оцениваться следующие параметры:
- скорость загрузки сайта при различной пропускной способности канала. Лучше оценивать скорость загрузки на плохих каналах (т.е по модему).
- отображение сайта в различных браузерах при различном разрешении монитора,
- наличие неработающих (битых) ссылок на сайте,
- чистота HTML-кода сайта,
- работоспособность скриптов,
- работоспособность сервера и т. п.
-
Анализ usability сайта
Анализ usability можно проводить с использованием рекомендаций, изложенных в стандартах ISO DIS 9241-11 и Common Industry Format for Usability Test Reports версии 1.1 от 28 октября 1999 года. Оценка usability - один из самых важных и неоднозначных моментов при проведении аудита сайта.
-
Анализ функциональности электронной коммерции
В зависимости от предназначения интернет сайта могут оцениваться такие параметры, как:
- наличие контактных данных организации на сайте,
- удобство совершения заказа,
- прайс-лист и его актуальность,
- скорость доставки товара,
- оказание технической и сервисной поддержки,
- поддержка совершения покупок при помощи платежных систем и т.п.
-
Оценка анонсирования и продвижения сайта в сети
Может оцениваться по следующим параметрам:
- находимость по профильным запросам в ведущих поисковых системах,
- траффик с поисковых систем и его доля в общем траффике,
- позиции в рейтингах (если сайт участвует в рейтингах),
- степень проиндексированности страниц сайта,
- технические аспекты индексации (настройки сервера, правильность использования некоторых html-тэгов) и.т.п.
-
Статистический анализ сайта
При помощи анализатора логов или систем статистики (SpyLog, HotLog) анализируется аудитория сайта по следующим параметрам:
- посещаемость (хиты, хосты),
- популярность страниц,
- пути пользователей по сайту,
- поисковые слова по которым пришли посетители на сайт,
- ссылающиеся страницы и т.п.
Результаты внедрения системы качества интернет-проектов
Внедрение системы оценки качества интернет-проектов позволит добиться следующих результатов:
-
На этапе проектирования
-
Сделать интернет-сайты, создаваемые в организации, удобными для использования: упростить поиск нужной потенциальному клиенту информации, сделать работу с сайтом комфортной и удобной, что стимулирует к повторному посещению сайта и повторным покупкам.
-
Снизить (минимизировать) расходы на переделывание отдельных разделов или компонент сайта (дизайн, навигация, контент).
-
-
На фазе эксплуатации сайта
-
Снизить рекламные расходы на продвижение сайта, тем самым снизить стоимость целевого посетителя и покупателя. Снижение расходов на рекламу может происходить, например, за счет учета рекомендаций экспертов по оптимизации заголовков страниц.
-
Повысить уровень продаж/заказов с сайта, за счет удобства его использования потенциальным потребителем/покупателем.
-
Наладить (улучшить) обратную связь с потребителями за счет внедрения средств обратной связи на сайте (голосования, форумы, гостевая книга итп)
-
Оценить активность аудитории сайта, определить насколько целевая аудитория привлекается на сайт.
-
Принять обоснованное решение относительно дальнейшей стратегии развития интернет-проекта, например: необходимость переработки сайта, необходимость проведения рекламных мероприятий и т.п.
-
Проблемы при разработке системы качества интернет-проектов
При разработке системы качества интернет-проектов обнаруживается ряд проблем, главными из которых являются:
-
Невозможность определения количественных характеристик отдельных параметров. Например, невозможно количественно измерить качество дизайна или качество навигации. А измерение данных параметров человеком будет всегда носить субъективный характер. Выходом из сложившейся ситуации, на мой взгляд, является экспертная оценка таких параметров.
-
Сложности выбора способов измерения Usability сайта. Сложности возникают, главным образом из-за того, что существует целый ряд методов оценки Usability интернет сайтов и бывает довольно сложно остановиться на чем-нибудь одном. (Подробно все эти методы изложены в статье Николая Покровского "Usability-методы исследования Web-сайта").
Автор: Иван Севостьянов
Источник:
Ещё рекомендуем прочитать:
Хороший сайт - удобный сайт
Юзабилити-тестирование и оптимизация Интернет-проекта
10 правил юзабилити главных страниц, которые нарушаются чаще всего
Естественные цвета и дизайн интерфейсов
Избыточность избыточна: Уменьшаем количество повторяющихся элементов
К списку статей |