Медийная реклама жива, здорова и любима
С объявлением предварительных итогов 2007 года ведущими интернет-компаниями России стала возможна оценка объема и структуры рынка интернет-рекламы. Проведенный «CNews» опрос экспертов показал неожиданные результаты: медийная (баннерная) реклама по-прежнему является самой востребованной.
Отечественный рынок до сих пор далек от прозрачности. Публичными и, следовательно, информационно открытыми являются только две компании (РБК и «Rambler»). Размер собственной выручки также раскрыли «Яндекс» и «Бегун». Последний в середине прошлого года вошел в состав «Rambler». Остальные не публикуют данных об объеме и структуре своих доходов, поэтому для получения полной картины рынка «Cnews» опросил авторитетных экспертов. Полученные оценки выручки компаний имели некоторый разброс, отчего в публикуемую ниже таблицу включены среднеарифметические показатели.
Составленный рейтинг не отражает всего объема бизнеса интернет-компаний, так как в нем учитываются доходы, получаемые только от рекламы, и не учитывается выручка от интернет-сервисов, которая у некоторых игроков является весьма значительной. В силу информационной закрытости компаний собранные данные не могут претендовать на полноценное исследование, но являются показательными.
Согласно полученным цифрам, 51,6 процента рынка интернет-рекламы в России приходится на медиаразмещения (206,9 млн долларов), 38,9 процента — на контекст (155,6 млн долларов) и 9,3 процента на иную интернет-рекламу (37,3 млн долларов). Общий объем рынка оценивается в 399,8 млн долларов.
Как отмечают участники рынка, всеобщее ощущение преобладания контекстной рекламы было вызвано субъективными факторами. Так, восприятие масштаба контекстных размещений в значительной степени искажается тем, что одни и те же доходы учитываются дважды. Возникает т. н. «эффект удвоения». О высоких продажах рапортуют и сети контекстной рекламы («Яндекс», «Бегун» и «Google»), и тысячи их сайтов-партнеров. Хотя, по сути, часто речь идет об одних и тех же деньгах, которые, проходя через провайдеров, попадают к владельцам малых сайтов, на которых и размещаются ссылки.
Объем и структура доходов крупнейших интернет-компаний в России, 2007 г., млн долл.
Компания |
Общая выручка от интернет-рекламы ** |
Выручка от медийной рекламы |
Выручка от контекстной рекламы |
Выручка от иной интернет-рекламы *** | |
1 |
Яндекс * |
167 |
28 |
133,6 |
5,4 |
2 |
РБК |
88 |
83,6 |
0 |
4,4 |
3 |
Rambler (c учетом доходов Бегун после поглощения) * |
65 |
34 |
25 |
6 |
4 |
Mail.ru * |
46 |
31 |
0 |
15 |
5 |
Бегун (до слияния с Rambler) * |
11 |
0 |
11 |
0 |
6 |
Google * |
10 |
0 |
10 |
0 |
7 |
Auto.ru * |
7 |
5 |
0 |
2 |
8 |
Одноклассники.ру * |
3 |
3 |
0 |
0 |
9 |
Newsru.com * |
2,2 |
2,2 |
0 |
0 |
10 |
GISmeteo.ru * |
2 |
1,5 |
0 |
0,5 |
11 |
Газета.ру * |
1,8 |
1,8 |
0 |
0 |
12 |
Коммерсант * |
1,5 |
1,5 |
0 |
0 |
13 |
Эксперт * |
1,2 |
1,2 |
0 |
0 |
14 |
Остальной Интернет (в т. ч. баннерные сети) * |
19,1 |
14,1 |
1 |
4 |
Итого |
399,8 |
206,9 |
155,6 |
37,3 |
* Показатель объема и структуры выручки компании — средняя оценка экспертов, опрошенных «Cnews»
** Все данные без учета НДС
*** Текстовые блоки, реклама в видео, SMS-платежи, спонсорство разделов, размещение прайс-листов и иное
Кроме того, опрошенные «Cnews» эксперты указывают на то, что приход в сети контекстной рекламы традиционных рекламодателей не является массовым. На иностранных рынках более половины всей контекстной рекламы приходится на интернет-СМИ или иные интернет-проекты. Выходит, что контекстная реклама сегодня — это в значительной степени реклама для интернет-компаний, а не для представителей традиционного бизнеса.
Косвенно по-прежнему крепкие позиции медийной интернет-рекламы в России подтверждаются данными других стран, находящихся на схожей ступени развития интернет-рекламы. Так, на китайском рынке, который по объемам превышает российский в несколько раз, соотношение предпочтений рекламодателей ярко свидетельствует в пользу медийной рекламы. По данным «iResearch», рынок интернет-рекламы в этой стране вырос в 2007 году на 75 процентов, до 1,48 млрд долларов. На долю контекстной рекламы в Китае приходится только 27,3 процента продаж. Похожая картина и в Новой Зеландии. По итогам прошедшего года, доля медийной рекламы составила здесь 76 процентов, контекстной — 24 процента.
«Доля медийной рекламы в 2005–2006 годах действительно сокращалась под давлением „новой“ контекстной рекламы, — говорит генеральный директор рекламного агентства „Роквелл“ Сергей Шкарупа. — Однако во второй половине 2007 года ситуация изменилась. Спрос на баннеры начал снова расти опережающими темпами».
Часто переход к контекстной рекламе рассматривается изданиями как мера вынужденная. «На сайте газеты „Аргументы и факты“ — www.aif.ru — соотношение медийной и контекстной рекламы сто к нулю,— рассказывает директор по маркетингу и рекламе „АиФ“ Ефим Чернов.— Наш опыт работы в первом полугодии 2007 года с контекстной рекламой показал, что для нас это не эффективно и не выгодно. Мое личное мнение: обилие контекстной рекламы на новостном (газетном, медийном) интернет-проекте есть не что иное, как нежелание или неспособность директора по рекламе заниматься медийной рекламой».
Эффективность медийной рекламы признают и в компаниях, традиционно ориентирующихся на контекст. По словам главного аналитика коммерческого департамента «Яндекса» Алексея Амилющенко, медийная реклама позволяет охватить широкую аудиторию и решает имиджевые задачи. «В целом и контекстная, и медийная реклама эффективны, — уверен эксперт. — Выбор рекламодателя зависит лишь от целей рекламной кампании». Впрочем, многие аналитики сходятся во мнении, что постепенно грань между контекстной и медийной интернет-рекламой будет исчезать. Руководитель отдела исследований компании «СУП» Борис Овчинников отметил, что практически все доходы компании сегодня формируются за счет медийной рекламы: «Рынок интернет-рекламы ежегодно может расти на 50 процентов и более еще на протяжении нескольких лет. При этом темпы роста контекстной и медийной рекламы будут выравниваться, а сама граница между ними будет размываться».
Автор: Сергей ЕРШОВ («CNews»)
Источник:
Ещё рекомендуем прочитать:
В Москве ожидается разгул интернет-рекламы
Экран и страница воспринимаются по-разному
Чтобы реклама — работала…
Общение по «аське» — от условностей к принципам
Игры в ассоциации
К списку статей |