Теория веб-специализаций
Статья построена на личных наблюдениях автора. Поэтому у читателя никто не отнимет права считать её субъективной.
Суть теории
Что происходит? Происходит процесс разделения профессий. Специалист знает всё больше и больше о всё меньшем и меньшем. С каждым годом к качеству знаний интернет-работников сеть предъявляет более высокие требования. Научно-технический прогресс, социальные перемены, экономические процессы бегут настолько быстро, что человек не всегда способен дать точное определение тому, чем он занимается в интернете и как называется его профессия.
Каждые два-три года в интернете происходят качественные перемены. Они связаны с появлением новых технологий, рождением новых концепций, идей и знаний. Сеть начинает нуждаться в современных кадрах.
Явление
Возникновение новых специализаций — это полезно для общества, потому что это — лекарство от дилетантов. Наконец-то наступило то время, когда мастера на все руки упали в цене. Если 4 года назад сайт из трех страниц, не кривя душой, мог себе позволить сделать один труженник, то сегодня ради такого удовольствия приходиться кликать на группу специалистов: дизайнеров, технологов, иллюстраторов, кодеров, редакторов, аниматоров, верстальщиков и прочих. Знания каждого такого специалиста сводятся к уровню «нуль—единичка». Иллюстратор или умеет выводить цифру, или — нет, flash-технолог или владеет технологией, или — нет. Даже самой малой возможности для существования третьего варианта нет.
Вообще, зарождение новой профессии — самый простой и естественный процесс в мире. Сначала появляется предмет, которым можно управлять, а затем, как водится, находятся люди (или их сами находят), которые им хотят и умеют управлять. Так например, сначала человечество научилось производить расчеты через интернет, затем оно же стало выращивать e-комерсантов. Возможно, нельзя однозначно ответить на вопрос, кто появился раньше — сапожник или сапоги (автор терпеть не может философию, поэтому дальнейшему развитию мысли воспрепятствовал).
Аппетит голодных критиков можно удовлетворить наглядным примером. Взглянем изнутри на эволюцию, через которую прошла конкретная специальность. 1995 — год, когда количество сайтов в российском интернете можно прировнять к количеству лыжных баз в Южной Африке. В то время можно было говорить о существовании одной основной интернет-специальности — «веб-мастер».
(фрагмент скриншота главной страницы Яндекса от 18 ноября 1999 года)
Подчеркнутый адрес — один из немногих (возможно, единственный), по которому в 1999 году возможно было «связаться с Яндексом». Посетителя сегодняшних сайтов такой адрес (тем более, если он единственный для связи с организацией) может поставить в тупик или даже напугать. Что это? По этому адресу готовы рассмотреть моё резюме, добавить ссылку в каталог или объяснить, почему индекс цитирования моего сайта равен минус пяти? Непонятно. За 6 лет ситуация изменилась. Теперь, если вы, например, хотите приобрести товар в Яндекс.Маркете, но по каким-то неустановленным причинам сделать этого не можете — немедленно жалуйтесь в службу поддержки; хотите устроиться на работу — строчите в администрацию; желаете написать о Яндексе — обращайтесь в пресс-службу; хотите стать рекламным партнером Яндекса — респондируйте в рекламный отдел. Важно понимать, что это не только отделы с интересными названиями и задачами, а что это десятки людей и профессий, которые стоят за каждым таким отделом — рекламистов и бухгалтеров, дизайнеров и технологов, менеджеров и юристов.
Вот например, неполный перечень профессий, в которых нуждается Яндекс сегодня (http://company.yandex.ru/inside/job/index.xml):
- Специалист по качеству и автоматическому тестированию
- Программист cкриптов на Perl и shell
- Разработчик специализированных поисков
- C++ разработчик коммуникационных сервисов
- Разработчик систем статистики
- Java-разработчик коммуникационных сервисов
- Java-разработчик системы планирования
- Разработчик по внедрению больших распределённых систем
- С++ разработчик Яндекс.Маркета
- Oracle DBA
- DHTML верстальщик
- XSLT верстальщик
- Контент-менеджер
Вот:
- Разработал программный код сайта
- Разработал дизайн сайта
- Наполнил сайт информацией
- Разместил сайт в интернете
Кроме того, веб-мастер:
- Занимается раскруткой сайта;
- Предлагает обмениваться ссылками с другими сайтами;
- Занимается поисковой оптимизацией;
- Является редактором сайта;
- Решает вопросы размещения рекламы на сайте;
- Отвечает за технические аспекты работы сайта;
- Ведет политику сайта.
Именно из-за множества задач выражения «профессиональный веб-мастер» не существует в природе. Тот, кто называет себя веб-мастером сегодня, причисляется к разряду любителей сразу же.
Причина
У среднего (по IQ) человека памяти и вычислительных способностей меньше, чем у компьютера. Поэтому человеческого ресурса не хватает на то, чтобы владеть несколькими профессиями одновременно. Вот и приходится выдумать всё новые и новые, и перекладывать часть знаний одной профессии на другую. Как в больнице: есть врачи-педиатры, стоматологи, терапевты, хирурги, окулисты, дерматологи и прочие. Нет врача, у которого в кармане припасена панацея.
Будущее
Нет будущего у непрофессионалов. У общества рвота от непрофессионалов. Оно ищет даже самую малую возможность, чтобы разделить профессию на две. Становится в два раза меньше шансов, что за работу возьмётся дилетант. Беспрерывная эволюция интернета приведёт к тому, что вскоре (через 2-3 года) школьники и студенты будут лишены надежды на заработок в сети.
Нужно выбирать тему и специализироваться уже сегодня, чтобы не остаться без работы завтра. Сеть любит узких специалистов.Мораль теории:
Если один-единственный человек берет на себя ответственность за строительство здания, сохранение мира во всем мире или создание сайта, он либо очень одарённый человек, либо — дилетант (второе оказывается чаще).
(© Илья Бобяков http://designbook.tomsk.ru; bobyakov@pochta.ru)
Ещё рекомендуем прочитать:
Раскрутка сайта «по простому»
Кибермаркетинг. Инвестиции в знания
Перспективы кибермаркетинга
Что такое баннер и для чего он нужен
Правила создания хорошего сайта
К списку статей |