CRM и стратегический менеджмент - основной путь повышения эффективности деятельности предприятия
24.03.2012
Пока наша страна была за железным занавесом, и промышленность шла по пути плановой экономики, наши предприятия практически не уделяли внимания своим потребителям. При дефиците товаров раскупалось все, что только попадало на прилавок. Стратегия предприятия – выполнить план, и получить премию.
Но в конце XX-го века положение резко изменилось. Железный занавес упал, рынок наводнили товары из-за рубежа, импортные товары, которые создавались не при плановой, а при рыночной экономике. И в чем тут различие?
Страны Запада давно уже дошли до уровня перепроизводства поваров, когда способности промышленности превысили потребности потребителей. Рынок перенасытился товарами, потребитель стал решать какие товары и какого предприятия ему купить, а какие, – нет. Диктат производителя сменился диктатом потребителя. Потребитель стал диктовать, какие ему нужны товары, и, если предприятие не прислушивалось к его потребностям, оно просто разорялось, - его товары не находили спроса и не раскупались.
Развивающиеся экономики Востока четко поняли эту тенденцию, и, имея более дешевую рабочую силу, стали выпускать товары, даже с более лучшим соотношением цена-качество, чем Запад. Посмотрим на Китай, Южную Корею. Какая ситуация была лет 10-20 назад, и какая сейчас.
Что должно предприятие ставить в основу стратегии своей деятельности: собственную прибыль, или интересы потребителя?
Многие ответят - прибыль, и будут не правы, такая стратегия уже давно изжила себя.
Стратегия деятельности современного предприятия работающего в условиях перенасыщенного товарами рынка, – интересы потребителя. А если так, то потребитель будет приобретать продукцию этого предприятия и принесет ему прибыль.
Стратегический менеджмент зародился в 30-х годах прошлого века и, как наука, стал развиваться с 60-х годов. Основа стратегического менеджмента - построение стратегии, программ деятельности, направленных на достижение цели, поставленной перед предприятием через исполнение им своей миссии - своей общественно - полезной цели - удовлетворения потребности потребителей.
Получение прибыли через удовлетворение интересов потребителя – это основная стратегия современного рыночного предприятия.
Но просто принять, что предприятие переориентируется на потребности потребителя мало. Принятие этой концепции требует коренной перестройки всей деятельности предприятия. Посмотрим на современный рынок. Новые и более совершенные модификации товаров зарубежных предприятий появляются буквально по нескольку раз в год. Нужно не просто производить товары, нужно одновременно с изучением спроса постоянно вести разработку новых товаров, постоянно менять номенклатуру выпускаемых товаров. Нужно создать эффективное предприятие способное адаптироваться к условиям быстротечного рынка, а это требует совершенно других подходов к системе управления предприятием, к его организационной структуре.
И, чтобы выжить в современных условиях, наши предприятия должны отойти от канонов социалистической системы управления, и перестроить свою деятельность, построить систему стратегического менеджмента - стратегического управления, и это вопрос жизни и смерти наших предприятий, да и всей нашей экономики.
К списку статей |