Как исчезнет Интернет?
Социальные блоги, лидирующие в Рунете, вскоре наскучат пользователям, а привычные сайты видоизменятся. О том, каким станет Рунет в ближайшем будущем и на какие деньги он будет развиваться, рассказывает dp.ru генеральный директор рекламного агентства MindShare Interaction Дмитрий Ашманов.
Прощай, private!
DP.RU: Что является основным источником заработка в Рунете?
Д.А.: Реклама. По нашим оценкам, объем медийной и поисковой рекламы в Рунете в 2007 году составит порядка 370 млн долларов. Из них около 140 млн долларов придется на медийную рекламу (обычные баннеры на сайтах). Это основные деньги Рунета, не считая инвестиционной части.
DP.RU: Сейчас опять бум инвестиций в рунете? В какие сегменты потекут деньги?
Д.А.: Инвестиционная привлекательность интернета - общемировая тенденция. Инвестиции идут по двум направлениям. Во-первых, в медийные проекты, в которых лидируют социальные сети. Во-вторых, инвестиции вкладываются в технологии.
Все мировые лидеры инвестируют либо в одну, либо в другую области. Например, Google купил YouTube, а через некоторое время Double Click.
На самом деле эти два направления сильно связаны друг с другом, поскольку у социальных проектов, блогов, у всего web.2.0, который ежедневно генерит чудовищный трафик, есть одна проблема. Они аккумулируют огромную аудиторию, которую пока не умеют монетизировать.
DP.RU: То есть сегодня мало рекламы в социальных проектах рунета?
Д.А.: Пока они действительно зарабатывают меньше, чем могли бы. Причина, на мой взгляд, чисто технологическая. Ранее созданные программы для управления интернет-рекламой, в том числе баннерной, морально устарели. Требуются новые технологии, которые должны создать новый интеллектуальный рекламный продукт.
C одной стороны, происходит чудовищная вещь. Где-то о каждом из нас скапливаются очень подробные данные. Ведь фактически все сервисы, которыми мы пользуемся, просят в качестве входного билета только одно - зарегистрироваться. Если это социальная сеть, то степень детализации данных очень глубокая. Иначе никто никого не найдет и не узнает.
С другой стороны, это шаг в будущее. Должны быть созданы такие технологии, программы, которые смогут фильтровать все данные о пользователях и формировать новый рекламный продукт – очень целевой, очень персонифицированный и, как следствие, очень качественный. Продукт нового поколения, который отвечает целям рекламодателя (они хотят за меньшие деньги лучше коммуницировать со своей целевой аудиторией).
Новые технологии подразумевают серьезные инвестиции в развитие дата-центров, в создание новых программ. Думаю, все это, как и технологии, которые смогут извлекать деньги из трафика нового Рунета, появятся в течении двух –пяти лет.
DP.RU: То есть сейчас уже пишутся подобные программы?
Д.А.: Конечно. На Западе они уже появились и тестируются. Основная цель - создать единую технологическую платформу, и сделать на ее основе оригинальный рекламный продукт, который будет стоить дороже.
Как бы ни старались сайты извлечь большее количество хитов, чтобы увеличить свою рекламную емкость, трафик - конечен. Поэтому разработки направлены на то, чтобы сделать добавочную стоимость тому инветарю, который уже есть.
DP.RU: Пользователь получит новый вид "спама"?
Д.А.: Почему? Ведь наоборот хорошо, если ты видешь рекламу продукта или услуги, которая тебя интересует прямо сейчас. Это большой плюс для пользователя, которого не будут волновать вопросы из области private.
Здравствуй, interaktive!
DP.RU: А что происходит сегодня в Интернете Европы, Азии, США, которые нас опережают в развитии?
Д.А.: Web 2.0 стремительно завоевывает страны с новой экономикой: Китай, Индия, Бразилия, Россия. А в странах со старой экономикой, где начинаются интернет-технологии и идеи – в США, Великобритании, Японии – социальные сети с блогами уже - привычное явление, и не имеют такого спроса как у нас. Они уступают дорогу чему-то новому.
Вопрос чему – очень интригует и никто пока, наверное, не понимает какая мутация нас ждет дальше. В одном я уверен, технологии будут играть главную роль в будущем сети.
DP.RU: От вас хотелось услышать секрет: что с развитых рынков вскоре может прийти в рунет?
Д.А.: Это интернет-телевидение, видеотехнологии. Если говорить о Европе, то лидером в этой области является Франция. Из-за того, что высокоскоростной интернет у нас пока доступен не более, чем половине пользователей, потенциальная аудитория интернет-телевидения не так велика.
DP.RU: Как далеко продвинулось интернет-телевидение в Европе?
Д.А.: Создали программы, построили сервисы. Появились новые устройства, которые позволяют иметь мобильный доступ к интернет-TV, записывать его и воспроизводить.
На Западе несколько иной канал коммуникации, иной доступ к контенту. Там это более массовый сервис. Интернет-TV на Западе - интерактивный канал, который можно в любой момент поставить на паузу, открыть окно чата и обсудить телепередачу.
DP.RU: И как изменится рунет?
Д.А.: Уверен, что Рунет в том виде, в каком мы его сейчас знаем - в виде сайтов, изменится в ближайшие 7-10 лет. По сути, он превратится из статики и анимации в интерактивное видео. Сам канал коммуникации будет богаче. Понятно, что видео сильно отличается от страниц журнала – наличием звука, изображения. Думаю, те фирмы, которые сейчас делают контент для телевидения, будут делать и продукт для Интернета.
При этом интернет становится единой технологической платформой для всех медий, для всех каналов коммуникаций. В Интернете можно смотреть телевидение, слушать радио, общаться. Все традиционные каналы коммуникаций будут базироваться на этой платформе. Единственный вопрос - как мы будем получать доступ к этой платформе: через телевизор, мобильный телефон, компьютер или какое-то другое устройство.
DP.RU: Удалось ли на Западе придумать то, за что пользователь готов платить деньги?
Д.А.: Apple сделал магазин, в котором 99 центов стоит одна песня. Песен и видео продано на сотни миллионов долларов.
DP.RU: В США изживает cебя баннерная реклама. А что вместо нее - поисковая?
Д.А.: Баннерная реклама - это базис, это основной носитель рекламы. Его нельзя изжить. На нем строятся все остальные рекламные модели.
Баннерная реклама занимает около 40 процентов рынка интернет-рекламы. Но это вполне ожидаемый и давно предсказанный тренд. Интернет развивается, помимо баннерной рекламы появляются новые возможности (видеореклама, например). Кроме того Интернет становится интересен широкому кругу рекламодателей – от небольших семейных фирм до транснациональных корпораций.
Именно приход в интернет малого и среднего бизнеса обусловил стремительный рост объемов контекстной рекламы. А бум баннерной рекламы, которая более интересна крупных компаниям, мы могли наблюдать в прошлые годы.
DP.RU: Какой новый вид рекламы у нас может появиться?
Д.А.: Та же видеореклама. Ее все ждут, но мало кто делает.
DP.RU: И рекламодатели ждут?
Д.А.: Рекламодатели ждут новых интересных и эффективных решений, а какими они будут и как их использовать – это вопрос к агентствам, сайтам и разработчикам программ.
DP.RU: Говорят, рекламодатели готовы ринуться из телевидения в интернет?
Д.А.: Это, видимо, говорят те, кто делает интернет-телевидение, но не сами рекламодатели. Спросите, что они думают об интернет-TV. Скорее всего, они спросят, что это такое. Наиболее продвинутые скажут, что это какое-нибудь Стрим-TV. Но это абсолютно не то интернет-TV, появления которого мы ждем. Это разные вещи.
При этом из традиционного телевидения, никто никуда не ринется, это невозможно с тем проникновением и той стоимостью контакта, которая есть у ТВ.
DP.RU: Каковы ваши прогнозы по поводу развития интернет-телевидения?
Д.А.: Это инвестиции в будущее. Общими усилиями интернет-телевидение сдвинется с мертвой точки. Прогнозы можно давать спустя минимум полгода после старта. Нужно посмотреть без сбоев ли все работает, как лучшим образом интегрировать рекламу. Только к концу следующего года станет ясно, насколько интересно телевидение в Интернете и своевременно ли оно появилось.
DP.RU: То есть за год новому телевидению в Интернете ничего не светит заработать?
Д.А.: За год им светит очень много потратить. И на материальную базу, и на зарплаты, и на маркетинг. Они будут тратить значительно больше, чем зарабатывать. Может, они придумают еще какую-то модель заработка на время развития, но это будет не реклама.
Виват, синергия!
DP.RU: Как вам динамика роста числа российских доменов, в два раза превышающую мировые темпы?
Д.А.: Такие же темпы роста были на Западе. Просто мы их догоняем. Несколько лет назад там регистрировали все, что можно зарегистрировать из одного слова. Сейчас у них уже нет доменов с одним словом. Они пытаются изобретать слова, либо перекупают друг у друга домены. У нас же еще большое количество слов не зарегистрировано.
DP.RU: За счет чего сайт можно сделать интересным для пользователя и одновременно прибыльным?
Д.А.: У нас доля искушенных пользователей очень мала. Им нужно что-то совсем особенное, какие-то новые идеи, то, что они никогда не видели. Такие пользователи первыми придут и первыми уйдут. Сейчас для них будет интересно интернет-TV, завтра что-то другое.
Массовая аудитория, которая приносит деньги - более простая аудитория. Ей нужно что-то гарантированное и проверенное. Для нее можно сколько угодно делать клоны с популярных западных и российских сервисов.
Сейчас самый крупный с точки зрения денег в Интернете - автомобильный сегмент. Автомобилисты очень много инвестируют в интернет-рекламу. Покупатели автомобилей хотят все узнать перед покупкой и в десятый раз перечитают одну и ту же новость, растиражированную по всему интернету . Поэтому в Рунете появилась масса различных автомобильных сайтов. Но их все раво не хватает чтобы удовлетворить спрос.
DP.RU: Как между разными видами СМИ делятся рекламные деньги?
Д.А.: В Рунет из всего объема рекламного рынка идет 3 процентов средств. Большая часть денег уходит на ТВ (около 50 процентов). Остальное - в наружку, в принт, в радио. Причем интернет уже приблизился к радио, на долю которого приходится около 5 процентов денег.
DP.RU: Как вырастут вложения в рунет, согласно прогнозам?
Д.А.: В 2009 году перешагнут порог в 1 млрд. В 2010-м более 1,5 млрд долларов рекламных денег придет в Рунет. В 2008 году прогнозируются темпы роста в 68 процентов. В 2009 году – 71 процент роста. В 2010-м – 54 процента роста. Не исключено, что все будет расти быстрее.
DP.RU: Как по вашему, интернет-СМИ вытеснят бумажные?
Д.А.: Думаю, между бумажными и интернет-СМИ будет крепкая связь, когда одно медиа дополняет другое. Конечно, бумажные СМИ потеряют какую-то часть рекламы. Однако издательские дома делают проекты, которые связывают принт и Интернет. В итоге должна получится хорошая синергия, которая принесет им много новых денег.
Автор: Елена Вранцева
Источник:
Ещё рекомендуем прочитать:
Насколько Википедия фашистская?
На каждый вирус есть антивирус
«Wikipedia» лучше платных энциклопедий
Новый карточный сервис
Распространение плодов творчества с помощью Интернета
К списку статей |